Объем курса (часы):    40
Название ВУЗа:    Нижегородский филиал Московского гуманитарно-экономического института (НФ МГЭИ)
Факультет психологии. Кафедра психологии.

Основная аудитория:    Студенты, обучающиеся по специальности 020400 - Психология, квалификации - Психолог. Преподаватель психологии, специализации "Социальная психология", "Психологическое консультирование".
Раздел:    Психология
 
Пояснительная записка

Преподавание курса предполагает наличие у студентов системы базовых знаний по ряду учебных дисциплин, среди которых: "Общая психология", "Социальная психология", "Психология развития и возрастная психология", "Педагогика", "Педагогическая психология", "Социология", "Культурология", "Отечественная история".

Цель курса: повышение уровня гендерной грамотности будущих психологов; приобщение их к знаниям, являющимся источником информации о соцокультурных механизмах конструирования различий в мужских и женских ролях, поведении, деятельности и психологических характеристиках, предписанных обществом людям в зависимости от их биологического пола; ознакомление с особенностями процесса гендерной социализации применительно к детскому возрасту; и на этой основе обеспечение реальной возможности для переосмысления студентами собственного восприятия и понимания социальной действительности, рефлексирования ими своей будущей роли как специалиста в оказании профессиональной помощи детям в направлении оптимизации их личностного развития.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

познакомить студентов с концепцией гендерного подхода;
создать условия для осознания роли социальных институтов в плане гендерной социализации подрастающего поколения;
проанализировать существующие практики социального конструирования гендерных различий, их культурное своеобразие;
рассмотреть влияние гендерных ожиданий общества на развитие индивидуальности ребенка;
проследить характер отражения гендерных стереотипов в культурной атрибутике детства;
обеспечить понимание студентами причин возможных рассогласований между гендерными и индивидуально-психологическими особенностями личности в детском возрасте применительно к различным ситуациям;
проанализировать специфику гендерной социализации в России с учетом культурно-исторического аспекта;
показать возможность использования конкретных стратегий и тактик взаимодействия с детьми и воспитывающими их взрослыми в направлении преодоления традиционных патриархатных гендерных стереотипов; познакомить студентов с реальными путями и средствами расширения гендерного репертуара личности применительно к детскому возрасту;
способствовать становлению у будущих психологов гендерной толерантности и гендерной восприимчивости, ориентировать их на развитие навыков гендерного анализа социальных явлений и процессов;
оказать содействие в применении студентами полученных знаний в самостоятельной практической деятельности.
Формы работы: лекции, семинарские и практические занятия, проблемно-ориентированные групповые дискуссии, творческие лаборатории, групповые и индивидуальные консультации, контроль за самостоятельной работой студентов (выполнение практических заданий, текущих и итогового эссе), зачет.

Содержание учебного курса включает в себя следующую тематику:

Гендерный подход в гуманитарных науках.
Особенности гендерной социализации.
Асимметрия гендерной социализации в детском возрасте.
Институты гендерной социализации в период детства. 
4.1 Роль семьи в процессе гендерной социализации ребенка.
4.2 Детская субкультура как институт гендерной социализации подрастающего поколения.
4.3 Дифференцированный подход в системе образования; педагогические практики конструирования гендерных различий.
4.4 Дети и спорт.
4.5 Детская литература и СМИ как институты гендерной социализации современных детей.
Вариативность личностного развития детей разного пола.
№    Тема    Всего часов    Из них
лекций    семи-наров    прак-тич. занятий
1    Гендерный подход в гуманитарных науках.    4    2    2     
2    Особенности гендерной социализации.    6    2    2    2
3    Асимметрия гендерной социализации в детском возрасте.    6    4         2
4    Институты гендерной социализации в период детства.                    
4.1.    Роль семьи в процессе гендерной социализации ребенка.    4         2    2
4.2.    Детская субкультура как институт гендерной социализации подрас-тающего поколения.    6    2    2    2
4.3.    Дифференцированный подход в системе образования; педагогические практики конструирования гендерных различий.    4    2         2
4.4.    Дети и спорт.    2    2          
4.5.    Детская литература и СМИ как институты гендерной социализации современных детей.    4    1         3
5    Вариативность личностного развития детей разного пола.    4    2         2
Содержание курса

Тема 1. Гендерный подход в гуманитарных науках.

Вопросы для обсуждения:

Пол и гендер в системе современного научного знания.
Концепции феминизма: взгляды и идеи.
Специфика гендерного подхода. Междисциплинарный характер гендерных исследований.
Основные теории гендера. Возможности их использования в научных разработках.
Современные исследования детства. Место и роль гендерного подхода в изучении актуальных проблем детства.
Для самостоятельного чтения:

Абубикирова Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. 1996. №6.
Воронина О.А. Гендер // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисовой. М. 2002.
Воронина О.А. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп. М. 2002. С. 8-32.
Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. №4.
Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. №3/4.
Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий // Вопросы психологии. 2001. №2.
Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.
Итоговая групповая дискуссия:

Актуальность гендерного подхода в психологии. Что дает его использование при изучении проблем детства?

Тема 2. Особенности гендерной социализации.

Вопросы для обсуждения:

Социализация как трансмиссия культуры от поколения к поколению.
Понятие о гендерной социализации как двустороннем процессе. Ее основные аспекты: присвоение и воспроизведение социального опыта.
Концепции гендерной социализации. Психологические механизмы и способы конструирования гендера.
Роль гендерных стереотипов в процессе социализации личности.
Социокультурный и исторический контекст гендерных стереотипов.
Специфика гендерной социализации в России с позиций культурно-исторической динамики (сравнительный анализ дореволюционного, советского и постсоветского периодов).
Гендерное устройство современного общества.
Позитивные и негативные аспекты гендерных стереотипов: возможности личностного развития индивида.
Гендерные стереотипы, предрассудки и дискриминация. Гендерные стереотипы и самореализующиеся пророчества.
Осознание гендерных стереотипов как важное условие освобождения личности от их ограничений.
Для самостоятельного чтения:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб. М. 2001. (Гендерное стереотипизирование. С. 243-249; Дифференциальная гендерная социализация. С. 249-252.)
Григорьева Н.Ю. Выбор. Субъектность. Деятельность // Социокультурный анализ гендерных отношений / Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой. Саратов. 1998.
Джейс Ф. Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социально-психологической точки зрения // Сексология. Хрестоматия. СПб. 2001. С. 144-161.
Домострой. Нижний Новгород. 1991.
Здравомыслова О.М. Общество сквозь призму гендерных представлений // женщина. Гендер. Культура. М. 1999. С. 184-192.
Кон И.С. Маскулинность как история // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. М. 2002. (Основные сферы детерминации маскулинности в современном мире. Кросс-культурные исследования Герта Хофстеде. Факторы воздействия на динамику маскулинности / феминности.)
Кон И.С. Российский мужчина и его проблемы // гендерный калейдоскоп. Курс лекций. М. 2002. (Специфика формирования маскулинности в России.)
Котлова Т.Б., Рябова Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов // Женщина в российском обществе. 2001. №3/4.
Либоракина М., Рыбалкина Н. Гендерное измерение социализации // Гендерные аспекты социальной трансформации. М. 1996. С. 175-195.
Рябова Т.Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация: методологические подходы // Женщина в российском обществе. 2001. №3/4.
Тартаковская И.Н. Становление современной российской гендерной системы // www.gender.ru
Тартаковская И.Н. Репрезентации гендерных отношений в культурных нарративах // www.gender.ru
Хасбулатова О.А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000) // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М. 2001.
Выполнение практических заданий:

самодиагностика приверженности студентов стереотипам маскулинности / феминности (с использованием модифицированного варианта опросника С.Бэм);
подгрупповая работа в исследовательских лабораториях:
а) изучение гендерных стереотипов, существующих в современной России на примере специалистов, работающих с детьми (на выбор студентов);
б) сравнение содержания гендерных стереотипов представителей мужского и женского пола с учетом социокультурной специфики респондентов (возраст, образование, социальный, профессиональный и брачный статус);
в) исследование социально-психологических характеристик гендерных ролей в представлениях трех поколений (респонденты подросткового и юношеского возраста, их родители, бабушки и дедушки).
Групповые дискуссии:

Анализ преимуществ и недостатков следования стереотипу "Мужчина — добытчик и профессионал; женщина — хранительница семейного очага и воспитательница детей".
Гендерные стереотипы: стабильность или ограничение возможностей самореализации.
Существует ли союз гендерных предрассудков и дискриминации?
Пути и средства преодоления гендерных стереотипов.
Тема 3. Асимметрия гендерной социализации в детском возрасте.

Вопросы для обсуждения:

Ребенок как субъект гендерной социализации.
Гендерные технологии конструирования личности в детском возрасте.
Социальная ситуация развития современных девочек. Основные ориентиры в процессе их воспитания.
Социальная ситуация развития современных мальчиков. Основные ориентиры в процессе их воспитания.
Важнейший круг проблем социализации российских девочек.
Важнейший круг проблем социализации российских мальчиков.
Последствия патриархатной социализации в детстве.
Просмотр и анализ видеоматериалов:

Документальный фильм "Цвет отчизны". Яак Кильми, Андрес Маймик. Эстония. Из серии "Люди и роли: гендерный формат". Материалы программы "Гендерная политика и СМИ на постсоветском пространстве".

Технологии конструирования женской гендерной роли на примере детской скаутской организации "Дочери отчизны".

Для самостоятельного чтения:

Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре. М. — Воронеж. 2000. (Социальная ситуация развития мальчиков и девочек в современной России. С. 229-251.)
Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. №4.
Блок Дж. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб. 2000. С. 168-181.
Попова Л.В. Гендерная социализация в детстве // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. Мурманск. 2001.
Попова Л.В. Проблема самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. 1996. №2.
Радина Н.К. Гендерные аспекты развития самооценки и идентичности у дошкольников и младших школьников // Шестилетние дети: проблемы и исследования. Нижний Новгород. 1998. С. 153-168.
Хоткина З.А. Когда дети становятся взрослыми: негативные последствия патриархатной социализации в детстве // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. Мурманск. 2001.
Выполнение практических заданий:

Подгрупповая работа в исследовательских лабораториях:

изучение гендерных стереотипов дошкольников с использованием методики игрового эксперимента с картинками: ситуация №1 "Магазин", ситуация №2 "Наведение порядка" (Семенова Л.Э. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста. Дисс. … канд. психол. наук. Нижний Новгород. 1999.);
изучение гендерных стереотипов младших школьников с использованием методики сочинение сказки (Гусева Ю.Е., Сабунаева М.Л. Гендерные стереотипы: возрастной аспект // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. СПб. 2003.);
проведение интервью с учащимися младших классов "Кем я хочу быть и почему?": оценка степени влияния гендерных стереотипов на жизненный ориентации детей;
проведение опроса взрослых респондентов "Лучший подарок для девочки / мальчика": изучение общественного мнения.
Написание эссе на тему:

"Игрушки и одежда как средства конструирования гендерных различий в детском возрасте".

Тема 4. Институты гендерной социализации в период детства.

4.1 Роль семьи в процессе гендерной социализации ребенка.

Вопросы для обсуждения:

Социальное конструирование института родительства. Культурно-историческая динамика материнских и отцовских функций.
Значение материнского и отцовского факторов в процессе личностного развития подрастающего поколения.
Гендерные аспекты семейного воспитания. Особенности отношений между родителями и детьми разного пола.
Гендерное просвещение родителей как средство оптимизации личностного развития ребенка.
Для самостоятельного чтения:

Бреева Е.Б. Дети в семье: гендерные аспекты воспитания // Народонаселение. 2000. №2.
Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. 2000. №11.
Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социс. 2000. №3.
Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. 1987. №6.
Кон И.С. Ребенок и общество. М. 1988.
Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М. 1990.
Кэнфилд К.Р. Как стать хорошим отцом. М. 1999.
Лунин И.И., Старовойтова Г.В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. М. 1991.
Пушкарева Н.Л. Материнство как социально-исторический феномен // Женщина в российском обществе. 2000. №1.
Семенова Л.Э. Психологическое просвещение родителей как путь повышения эффективности личностного развития ребенка (гендерный аспект) // Психология и практика. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Часть 2. Саранск. 1999. С. 33-38.
Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. 2001. №2.
Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола (Часть 3. Половая идентификация и воспроизводство материнства) // Антология гендерной теории. Минск. 2000.
Штейнберг У. Круг внимания. М. 1998. (Глава: Конфликты, связанные с мужской идентичностью)
Выполнение практических заданий:

сравнительный анализ установок относительно воспитания дочерей и сыновей у современных матерей и отцов;
разработка программы гендерного просвещения родителей.
Написание эссе на тему:

"Проблемы воспитания мужчины как будущего родителя в современном российском обществе".

4.2 Детская субкультура как институт гендерной социализации подрастающего поколения.

Вопросы для обсуждения:

1. Феномен детской субкультуры: содержание и основные функции.
2. Детская группа как носитель детской субкультуры. Роль детского сообщества в становлении гендерной идентичности. 
3. Явление гендерной сегрегации. Его возможные причины в детском возрасте.
4. Гендерная специфика межличностных отношений детей в однополых группах: формы коммуникации, ритуалы дружбы.
5. Девичья и мальчишечья культура как средство конструирования гендерных различий: игры и игрушки мальчиков и девочек, детский фольклор, иные вербальные и невербальные практики (гаданья, альбомы, телесные контакты и т.п.). Репрезентация гендерных стереотипов в детских анекдотах. 
6. Гендерные аспекты детской визуальной картины мира. 
7. Межполовая коммуникация детских сообществ. 
8. Девочки как объект агрессивных и морально унижающих эротически окрашенных действий сверстников: задирание юбок и др. как реализация властных амбиций и демонстрация силы-превосходства мальчиков.

Для самостоятельного чтения:

Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.-Воронеж. 2000. (Глава 5: Детская субкультура: содержание, функции, значение в культуре. С. 92-130; Глава 9: Половая дифференциация и развитие отношений ребенка в детских группах. С. 213-228; Глава 11: Картина мира ребенка как построение пространства отношений в детской субкультуре. С. 252-301.)
Борисов С.Б. Мир русского девичества: 70-90 годы 20 века. М. 2002.
Кудрявцев В.Т., Алиева Т.И. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 1997. №3/4.
Мальковская И.А. Детство: социально-культурная традиция // Социс. 1996. №4.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. СПб. 1999.
Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. 1984. №4.
Выполнение практических заданий:

Подгрупповая работа в исследовательских лабораториях:

проведение выборочных наблюдений: анализ поведения мальчиков и девочек в процессе межличностного взаимодействия (объекты наблюдения: двигательная активность, лидерство и инициатива, подчинение, агрессия, характер контактов, выбор игрушек и партнеров по взаимодействию, содержание игр и других видов деятельности);
изучение детского общественного мнения: могут ли девочки и мальчики быть друзьями (оценка приверженности респондентов гендерным стереотипам);
гендерный анализ субъективной модели будущего у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с использованием проективного рисунка "Я через 10 лет" (Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.-Воронеж. 2000.);
гендерный анализ сюжетов любимых детских анекдотов, распространенных в среде младших школьников: сбор и оценка на предмет наличия гендерных стереотипов.
Итоговая групповая дискуссия:

Возможны ли альтернативы гендерной сегрегации в детской группе?

4.3 Дифференцированный подход в системе образования; педагогические практики конструирования гендерных различий.

Вопросы для обсуждения:

Государственная политика в сфере образования. Гендерные особенности российской системы образования.
Сексизм в образовании. Проблема равных возможностей обучения для мальчиков и девочек в современной школе.
Три измерения скрытого учебного плана: 
1) организация учебного заведения; 
2) содержание учебных материалов; 
3) стиль преподавания, особенности взаимодействия педагогов с детьми разного пола.
Гуманизм образования и гендерные стереотипы.
Роль образования в достижении гендерной справедливости.
Для самостоятельного чтения:

Волынская Л. Взрослая жизнь отличниц // Семья и школа. 1997. №5.
Котлова Т.Б., Смирнова А.В. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы // Женщина в российском обществе. 2001. №3/4.
Осетрова Н.В. Права человека и гендерные аспекты школьного образования. М. 2002.
Попова Л.В. Что нужно знать воспитателям о том, как мальчики и девочки научаются быть мужчинами и женщинами // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Часть 1. Мурманск. 2001.
Попова Л.В., Орешкина Н.А. Как школа может содействовать реализации способностей одаренных девочек // Педагогическое обозрение. 1995. №3.
Смирнова А.В. Гендерная экспертиза учебников для общеобразовательной школы. Иваново. 2003.
Солодников В.В. Идеальный ребенок в представлении педагогов // Социс. 1989. №4.
Штылева Л.В. Методические аспекты гендерной экспертизы образовательных программ и пособий // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 2. Мурманск. 2001. (С. 70-73, 77-87.)
Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм? // Высшее образование в России. 2001. №4.
Выполнение практических заданий:

Выполнение практических заданий:
Разработка проекта создания гендерно-нейтральной социокультурной среды детского сада, школы, направленной на удовлетворение индивидуальных потребностей субъектов образовательного процесса.

Задание к зачету:

Проведение гендерной экспертизы урока (Сабунаева М.Л. Гендерная экспертиза урока // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. СПб. 2003.) или гендерной экспертизы учебника для начальной школы (Смирнова А.В. Гендерная экспертиза учебников для общеобразовательной школы. Иваново. 2003.)

4.4 Дети и спорт.

Вопросы для обсуждения:

Специфика спорта как института социализации. Репрезентация спорта в культуре.
Гендерные стереотипы в спорте. Спорт как конструирование маскулинности.
Герои спорта в современных масс-медиа: гендерный анализ. (На примере образов спортсменов и спортсменок в журнале "Теннис +", включая информационные тексты, фотографии и содержание интервью с известными теннисистами.)
Субъективное отношение к физкультуре и спорту людей разного пола (с учетом социокультурной специфики: возраст, образование, социальный статус).
Спортивные игры и спортивные программы как социальные события детства мальчиков и девочек.
Практика вовлечения в физкультурно-спортивную деятельность мальчиков и девочек: типы вовлечения (поведенческое, познавательное, эмоциональное), стратегии вовлечения. Степень вовлечения и мотивация; социальные факторы, влияющие на процесс вовлечения.
Массовые формы работы с детьми по физкультуре и спорту в нашей стране. "Зарница", "Орленок", нормы БГТО в советской школе.
Просмотр и анализ спортивной прессы:

Подборка журналов "Теннис +".

Для самостоятельного чтения:

Месснер М. Маскулинность и профессиональный спорт // Антология гендерной теории. Минск. 2000.
Спортсмены. Краткий биографический словарь. (300 биографий) М. 2001.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М. 2002. (Глава 6: Спорт на экране: брак по расчету или завоевание спорта телевидением? С. 193-226.)
Цикунова Н.С. Мотивационные предпосылки начала и продолжения занятий единоборствами спортсменов мужского и женского пола // Научные исследования и разработки в спорте. Вестник аспирантуры СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. 2002. С. 58-61.
Цикунова Н.С. Постановочные проблемы гендерного образования в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту // Гендерное образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы. Иваново. 2003.
4.5 Детская литература и СМИ как институты гендерной социализации современных детей.

Вопросы для обсуждения:

Роль чтения в современной практике воспитания детей.
Русские народные сказки и жизненные сценарии мужчин и женщин.
Гендерные образы в детской художественной литературе.
Обозначение "жизненного пространства" и моделей поведения в энциклопедиях для девочек и мальчиков.
Роль телевидение в жизни современных детей.
Отражение гендерных стереотипов в детских фильмах и передачах.
Возможности использования телевидения и литературы в расширении границ традиционных гендерных моделей поведения у детей. Не-сексистские детские книги и фильмы.
Просмотр и анализ видеоматериалов:

Мультипликационные фильмы "Русалочка", "Мулан".

Для самостоятельного чтения:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб.-М. 2001. (Детская литература; Телевидение. С. 52-60.)
Здравомыслова Е., Герасимова Е., Троян Н. Гендерные стереотипы в дошкольной детской литкературе: русские сказки // Преображение. 1998. №6.
Пушкарева Н.Л. Сексизм в литературе для детей и пути его преодоления // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Часть 1. Мурманск. 2001.
Смирнова А.В. О роли досуговой литературы в гендерном образовании молодежи // Гендерное образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы. Иваново. 2003.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М. 2002. (Глава 3: Изображение групп: кривые социальные зеркала. — Изображение полов. С. 80-92; Глава 11: Благотворительность в СМИ: СМИ приносят пользу и помогают людям. — Детские социальное телевидение. С. 366-375.)
Выполнение практических заданий:

гендерный анализ русской народной сказки "Царевна лягушка": оценка представленных в ней традиционных и нетрадиционных гендерных моделей поведения;
гендерный анализ произведений А.Л.Барто на предмет наличия стереотипных и нестереотипных образов (Барто А.Л. Избранные стихи. М. 1999.);
сравнительный анализ женского сценария на примере мультипликационных фильмов "Русалочка" и "Мулан";
работа по подгруппам: составление программы психологических интерактивных занятий с дошкольниками и младшими школьниками с использованием произведений художественной литературы и мультипликационных фильмов с целью расширения возможностей социализации детей разного пола.
Задание к зачету:

Составление каталога произведений художественной и досуговой литературы и фильмов для детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствующих изменению установок, связанных с традиционными гендерными стереотипами (с краткой аннотацией для родителей и специалистов, работающих с детьми).

5. Вариативность личностного развития детей разного пола.

Вопросы для обсуждения:

Гендерные характеристики личности ребенка как проявления его индивидуальности.
Гендер и проблема личностного благополучия мальчиков и девочек.
Концепция андрогинии С.Бэм.
Социально-психологический портрет андрогинной личности в детском возрасте.
Пути и средства расширения гендерного репертуара личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Для самостоятельного чтения:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб.-М. 2001. (Андрогиния. С. 70-75; Изменение поведения родителей и педагогов. С. 290-293.)
Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Том 22. 2001. №3.
Красова Е.Ю. Андрогиния // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисовой. М. 2002.
Семенова Л.Э. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Нижний Новгород. 1999.
Семенова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2002. №6.
Семенова Л.Э., Васина С.В. Социально-психологический анализ мужской гендерной роли и проблема личностного благополучия у мальчиков младшего школьного возраста // Сборник научных трудов: социально-психологические проблемы / Под ред. Л.Э.Семеновой. Нижний Новгород. 2002. С. 213-230.
Штылева Л.В., Пушкарева Н.Л. От теории к практике. Как мы можем это изменить? // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Часть 1. Мурманск. 2001.
Выполнение практических заданий:

изучение личностных характеристик личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: освоение методик определения типа личности в зависимости от степени выраженности маскулинных и феминных качеств: 
а) модифицированный вариант цветового теста отношений (Семенова Л.Э. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего школьного возраста. Дисс. … канд. психол. наук. Нижний Новгород. 1999.);
б) детский опросник по личностным качествам, авторы Холл и Халберштат (Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. М. 1987.);
работа в парах: планирование и обсуждение процесса консультирования детей и их родителей с позиций гендерного процесса; примерные ситуации:
мальчик переживает из-за того, что он физически слаб и не может дать отпор более сильным сверстникам;
девочка решила заниматься восточными единоборствами, одноклассники над ней смеются;
5-ти летний мальчик демонстрирует повышенный интерес к игре в куклы;
почему моя дочь дружит только с мальчиками?;
у 9-ти летней девочки проявляются способности к технике — что делать?;
как воспитать уверенного в себе ребенка, не используя стратегии культивирования агрессии;
клиентка: "У меня двое детей, дочери 11 лет, сыну — 7. Подскажите, как правильно распределить между ними домашние обязанности. Каким принципом мне следует руководствоваться?";
обращение клиента: "В детском саду, куда я вожу своего 6-ти летнего сына, воспитатели категорически против игр мальчиков в войну. Запрещается приносить в группу игрушки, имитирующие оружие. Скажите, неужели воспитатели правы? Можно ли воспитать в ребенке настоящего мужчину без драк, кулаков и подобных игр? Как это сделать?";
клиентка: "У моего 10 летнего сына музыкальные способности. Вот уже 5 лет он учится в музыкальной школе. Учителя говорят о нем, как об очень талантливом ученике, у которого большое будущее. Но в последнее время я стала замечать у сына потерю интереса к занятиям музыкой. Он стал каким-то нервным. У него проснулось странное желание заниматься спортом. Раньше ему никогда не нравились физические упражнения. Почему это вдруг происходит? Что можно сделать, чтобы его музыкальные способности реализовались?";
к психологу обращается бабушка по поводу "ужасного" поведения внучки (девочке 7 лет), которая в связи с долговременной командировкой ее матери на несколько месяцев предана ей на воспитание: "Девочка настоящая "сорви голова". Упряма, все делает по-своему. Водится с мальчишками, дерется с ними, командует. Встревает, куда не следует девочке, категорически отказывается помогать мне по хозяйству, зато с интересом все время что-то мастерит, готовит, что будет изобретателем. А недавно стала требовать, чтобы ее отдали в секцию фехтования.";
мальчик 11 лет: "Мама заставляет меня мыть полы и стирать белье. А мои друзья всегда смеются над теми, кто выполняет женскую работу. И я не знаю, что мне делать? Не превращусь ли я при этом в девчонку?"
Итоговая групповая дискуссия:

Что ценного я приобрел(а) в процессе изучения курса "Социокультурные аспекты гендерной социализации в детском возрасте"?

Написание итогового эссе на тему:

"Модификация гендерных схем детей: краткий анализ основных направлений работы."

Литература для дополнительного чтения:

Айвазова С.Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. №6.
Бадентэр Э. Мужская сущность. М. 1995.
Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований. М. 2001. (Лекция 1. Универсализм и релятивизм культуры в конструировании гендерной системы. С. 13-28; Лекция 3. Феминизм: либеральное, социалистическое и радикальное направления. С. 50-73.; Лекция 4. Психоаналитический и постмодернистский феминизм. С. 74-94.)
Гидденс Э. Социология. М. 1999.
Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб. 1994.
Гурко Т.А. Феминистская перспектива в социологии // Теория и методология гендерных исследований. М. 2001. (Лекция 21. Критика концепции половых ролей. Применение феминистской методологии к анализу супружества и родительства. С. 331-350.)
Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в познесоветском дискурсе // О муже(N)ственности. Сборник статей / Составитель С.Ушакин. М. 2002. С. 432-451.
Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб. 1998.
Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. 2002. №3.
Клецина И.С. От психологии пола — к гендерным исследованиям // Вопросы психологии. 2003. №1.
Ключко О.И. Гендерная асимметрия социализации. Автореф. дисс. … канд. филос. наук. Саранск. 1999.
Мид М. Культура и мир детства. М. 1988.
Моз Л. де Психоистория. Ростов-на-Дону. 2000.
Мудрик А.В. Социализация в смутное время. М. 1991.
Палуди М. Психология женщины. СПб.-М. 2003.
Попова Л.В.Некоторые тенденции в ценностных ориентациях девочек и мальчиков младшего подросткового возраста // Женщина в российском обществе. 1996. №4.
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. СПб. 2003.
Савкина И. Sui generis: мужественное и женственное в автобиографических записках Надежды Дуровой // О муже(N)ственности. Сборник статей / Составитель С.Ушакин. М. 2002. С. 199-223.
Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисовой. М. 2002.
Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М. 1997.
Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви. М. 1990.
Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. СПб. 2002.
Эллиот П., Менделл Н. Теории феминизма // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М. 2001.