Объем курса (часы):    32
Название ВУЗа:    Томский государственный университет
Философский факультет

Основная аудитория:    Студенты кафедры социологии философского факультета
Раздел:    Социология
 
Контроль за результатами обучения: каждый студент должен сделать краткое устное сообщение по предложенной теме, принять участие в небольшом коллективном исследовании, по завершении курса представить письменную творческую работу (эссе) по одной из шести указанных тем на выбор (5-10 страниц), пройти итоговое устное собеседование с преподавателем в форме экзамена.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание курса посвящено изучению гендера как базовой характеристики социального порядка. Анализируется не только концепция гендера, но и ее эволюция. Рассматривается структура, динамика, соотношение и социальное конструирование ролей мужчин и женщин в обществе. Представлены теоретические и эмпирические аспекты данного вопроса. Социальные роли мужчин и женщин и их отношения анализируются на макро- и микро — уровнях с точки зрения функционализма, теории конфликта, интерпретативных теорий в социологии и феминистской теории. Рассматриваются вопросы методологии гендерных исследований в социологии.

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА (12 часов).

Тема 1.1. Вводная лекция — 2 часа.

Тема 1.2. Концепция гендера: основные понятия, сущность, уровни и компоненты. Гендерные исследования за рубежом и в России: этапы и основные исследовательские вопросы. Социологические теории, объясняющие социальные роли мужчин и женщин. Структурный функционализм: Э. Дюркгейм и идея супружеской солидарности; Т.Парсонс и идея инструментальных и экспрессивных ролей. Теория конфликта: идея частной собственности (Ф. Энгельс); идеи власти и неравного доступа к ресурсам (H. Hacker, R. Collins, S. Coltrane) . Интерпретативные теории: символический интеракционизм (Дж. Г. Мид); социальное конструирование реальности (П. Бергман и Т. Лукман); драматургический интеракционизм (И. Гоффман); этнометодология (Г. Гарфинкель) — 4 часа.

Тема 1.3. Феминизм как теория, социальная практика и идеология. Основные течения феминизма. Понятия: патриархальная культура, мужское доминирование, сексизм. Прошлое и настоящее феминизма. Феминистская парадигма в России. — 2 часа.

Тема 1.4. Методология гендерных исследований в социологии: основные принципы, подходы и методы. — 2 часа.

1.5. Письменная контрольная работа — 2 часа.

Рекомендуемая литература:

Айвазова С. Истоки феминизма // Искусство кино. 1991. N 6. C. 21-24.
Бадингер Э., Воронина О. Феминизм // 50/ 50: Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс. 1989. С. 522-528.
Бондаренко Л. Ю. Методологические аспекты социологического анализа гендерной проблематики // Социальное знание в поисках идентичности. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научной конференции. Издательство "Водолей". Томск. 1999. С. 156-159.
Бондаренко Л.Ю. Образ женщины-феминистки: монстр или незаурядная личность // Вы и мы. Women’s dialogue. Москва — New York. 1999. N8(24). С.29-30.
Воронина О. Введение в гендерные исследования // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай — 96". Москва: МЦГИ. С.29-34.
Воронина О. Сексизм в общественном сознании // Феминизм: перспективы социального знания. М., 1992. С.125-129.
Габриэлян Н. Всплывающая Атлантида (медитации на тему феминизма) // Общественные науки и современность. 1993. N6. С. 171-176.
Гендерные тетради. Выпуск 1-ый. СПб., 1997. (о развитии гендерных исследований — с.5-11, о течениях в феминизме, с.53-55, с.71-83).
Гурко Т. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России. Под ред. В.А. Ядова. — 2-ое издание. М.: Изд-во ИС РАН, 1998, с.173-195.
Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай — 96". Москва: МЦГИ. С.84 — 89.
Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность, N 6, 1999. C.177-184.
Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина. Гендер. Культура. — М.: МЦГИ, 1999. С.46 — 65.
Кандиотти Д. Эволюция гендерных исследований. Обзор.// Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992. С. 156 –163.
Клименкова Т. Феминизм и постмодернизм // Феминизм: восток, запад, Россия. М.: Наука. 1993. С. 176 — 188.
Лорбер Дж. Пол как социальная категория // THESIS. Женщина, мужчина, семья. 1994. N6. С.127-136.
Силласте Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации в России // Социс. 1994. N3. С.16 — 18.
Снитоу А. Будущее феминизма в странах бывшего восточного блока // Вы и мы. 1994. N 9. С. 5 — 13.
Снитоу А. По поводу круглого стола "Российский и западный феминизм" // Вы и мы. 1995. N12. С.7 — 9.
Томпсон Дж., Пристли Дж. Глава 2. Биологический и социальный пол // Социология: Вводный курс.- М.: Издательство АСТ; Львов: Инициатива. — С.70 — 104.
Феминизм: перспектива социального знания. М.: ИНИОН. 1992.
Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". М.: МЦГИ/ МВШСЭН, 2000. — 396 с.
Чемберлен М. Развитие гендерных исследований в США // Социс. 1992. N5. С.38 — 42.
Что такое феминизм? // Бюллетень ЖИФ. Выпуск N2. 1993. С. 15 — 22.
Gender. In: The concise Oxford dictionary of sociology. Oxford: University Press. 1994. P. 197.
Gender. In: Encyclopedia of sociology. Vol. 2. Ed. By Edgar F. Borgatta, Marie L. Borgatta. N. Y. : Macmillan Publishing Company. 1994. PP. 748 — 752.
Gender. In: Ian Robertson. Sociology. N.Y.: Worth Publ. Inc. 1987. PP. 313 — 372.
Lips H. Sex and gender. Calif.: Mayfield Publishing Company. 1991. PP. 1 — 35.
Reinharz S. Feminist Methods in Social Research. New York, Oxford University Press. 1992. 413 p.
Stockard J., Jonson M. Sex and gender in society. N. J.: Prentice Hall. 1992. 337 p.
Раздел 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА — 2 часа.

Тема 2.1. Эволюция (сущность и особенности) социальных ролей мужчин и женщин: от древнего мира к новейшему времени. Исследовательские возможности исторической перспективы. Основные факторы, повлиявшие на изменение гендерных ролей в XX веке. Роль мужчин и женщин в истории: объяснительные концепции.

Рекомендуемая литература:

Айвазова С. Женское движение в России: история и современность // Общественные науки и современность. 1995. N2. С. 121- 130.
Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. — М.: ЗАО "РИК Русланова", 1998. — 408 с.
Бондаренко Л.Ю. Женщина в обществе: традиции и перемены. Томск: ТГУ. 40 с.
Бондаренко Л.Ю. Роль женщины: от прошлого к настоящему // Общественные науки и современность. 1996. N6. С. 163 — 170.
Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992.
Воронина О. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа // Феминизм: восток, запад, Россия. М.: Наука. 1993. С. 205 — 225.
Женщины в социальной истории России: Сборник научных трудов. Тверь. 1997. 116 с.
Иваницкий В. Русская женщина и эпоха "Домостроя" // Общественные науки и современность. 1995. N 3. С.161 — 173.
Либоракина М. Женщина в тени истории // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай — 96". М.: МЦГИ. С. 76 — 78.
Мужчина и женщина (их взаимные отношения и положение, занимаемое ими в современной культурной жизни). СПб. 1911. Том 1,2.
Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: Издательство АСТ. 1998. С. 111 — 129.
Раздел 3. ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ (10 часов).

Тема 3.1. Уровни гендерного развития — физический, психологический, социальный. Физические особенности мужчин и женщин (хромосомные, гормональные, репродуктивные, антропометрические). Физическое и психическое здоровье мужчин и женщин. Проблема психологических и ментальных сходств и различий у мужчин и женщин (агрессия, эмоциональность, умственные способности, одаренность). Понятие гендерной социализации. Факторы, влияющие на гендерную социализацию: культурные нормы и ценности общества, социальный контроль, субкультуры, расовая, национальная и классовая принадлежности. Теории гендерной социализации (теория социального научения, теория когнитивного развития, теория гендерной схемы). Основные агенты гендерной социализации: семья, школа, сверстники, масс — медиа (журналы, реклама, TV). Гендер и жизненные циклы человека: раннее детство, юность, взрослость, старость. — 4 часа.

Тема 3.2. Гендерные стереотипы и гендерное развитие. Сущность и содержание гендерных стереотипов. — 2 часа.

Тема 3.3. Гендерная визуализация социального пространства. Образы современного мужчины и современной женщины. Политики и средства репрезентации гендерных образов. Роль средств массовой информации в формировании образов. — 2 часа.

3.4. Письменная контрольная работа — 2 часа.

Рекомендуемая литература:

Ажгихина Н. "Железная леди" или Баба Яга? "Женская тема" в современной российской прессе // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай — 96". М.: МЦГИ. 1997. С. 43 — 46.
Барсукова С.Ю. Образ женщины — предпринимательницы в СМИ // ЭКО. 1998. N3. С.159 — 171.
Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. N2. С.63-71.
Воронина О. Женское предназначение: миф, идеология, практика // Искусство кино. 1991. N6. С. 14 — 17.
Воронина О. Женщина — друг человека? // Человек. 1990. Вып. 5. С. 48 — 58.
Грошев И. Образ женщины в рекламе // Женщина. Гендер. Культура. — М.: МЦГИ, 1999. — С.331 — 343.
Женщина и творчество (проблема женской гениальности)// Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. Калининград: КГУ. 1994.
"Женщина работающая" и распространенные стереотипы. В: Бондаренко Л.Ю. Женщина и общество: традиции и перемены. Томск: Изд — во ТГУ. 1995. С. 24 — 28.
Кальмарская декларация, принятая участницами Международного семинара "Женщины и масс — медиа" 19 -28 июня 1995 года, Швеция // Вы и мы. 1995. N 12. С. 7 — 9.
Кон И. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. N2. C. 47-57.
Коноплева Н.А. Одаренность и гендер // Женщина в российском обществе. Иваново: Ивановский государственный университет, N1(17), 2000. С. 24-30.
Короленко Ц. Мифология пола. Красноярск. 1994.
Образы идеальной женщины и идеального мужчины // В: Бондаренко Л.Ю. Женщина в обществе: традиции и перемены. Томск: ТГУ. 1995. С. 32 — 34.
Мещеркина Е. "Зазеркалье" гендерных стереотипов // Вы и мы. 1997. N1. С. 19 — 22.
Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. 1996. N2. С.31-41.
Серенсен А. Переструктурирование гендерных отношений в стареющем обществе // РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Социология. Сер. 11. N1. 1994. С. 90 — 92.
Степанянц М. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее // Общественные науки и современность. 1993. N 5. С. 176 — 179.
Attwood, Lynne. The new Soviet men and women: sex — role socialization in the USSR. Bloomington: Indiana University Press. 1990. 263 p.
Basow S. Gender: stereotypes and roles. California: Brooks. 1992. PP.3 — 11.
Male and female images in contemporary America // J. Giele. Women and the future. Changing sex roles in contemporary America. 1978. N. J.: Free Press. PP. 308 — 360.
Williams J., Best D. Measuring sex stereotypes. Beverly Hills: Sage Publications. 1990. PP. 15 -19.
Раздел 4. ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ И ОТНОШЕНИЯ В ФОКУСЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ (8 часов).

Тема 4.1. Социальные позиции мужчин и женщин. Основные понятия: социальная роль, социальный статус, социальная дискриминация, гендерная стратификация, гендерная асимметрия. Соотношение приватной и публичной сферы. Социальные институты как средство конструирования гендерных ролей и гендерного контроля. — 2 часа.

Тема 4.2. Структура социальных ролей мужчин и женщин. Гендерные аспекты занятости. Специфика женской и мужской сфер занятости. Первичная и вторичная сферы занятости. Социально-профессиональные роли мужчин и женщин в кросс-культурной перспективе. Основные мотивы работы мужчин и женщин. Специфика типов профессиональных карьер для женщин и мужчин (снижающая, горизонтальная, слабо растущая и восходящая). Гендерные аспекты безработицы. Проблема совмещения семейных и профессиональных ролей для женщин. Материнство и отцовство как социокультурные феномены. — 2 часа.

Тема 4.3. Бизнес, политика, управление, образование и наука: гендерное измерение. — 2 часа.

Тема 4.4. Тема дискуссии на итоговом практическом занятии: "Социальная дискриминация женщин и мужчин в современном российском обществе: за и против". — 2 часа.

Рекомендуемая литература:

Аксенова О.А. Айсберг сексизма: о дискриминации женщин в российском обществе // ЭКО, 1995, N3. С.156 — 163.
Бабаева Л.В. Женщины: актуальные направления современной политики (концептуальный подход к разработке Федеральной программы) // Социс. 1997. N7. С.51 — 59.
Бабаева Л., Чирикова А. Женщины в бизнесе // Социс. 1996. N3. C.75 — 80.
Бондаренко Л.Ю. Мир, в котором мы живем. Ролевые сходства и различия между российскими и американскими женщинами // Общественные науки и современность. 1997. N3. С. 184 — 188.
Груздева Е., Чертихина Э. Положение женщины в обществе: конфликт ролей // В кн.: Общество в разных измерениях. М., 1990. С. 147 — 167.
Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай — 96". М.:МЦГИ. С. 125 — 130.
Женщина — начальник. Ростов на Дону: Феникс. 1996. 510 с.
Женщины и политика // Бондаренко Л.Ю. Женщина в обществе: традиции и перемены. Томск: ТГУ. С. 29 -31.
Киблицкая М. Исповеди одиноких матерей. М.: Эслан, 1999. 160 с.
Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти // Общественные науки и современность. М., 1999, N1.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Права и свободы личности. Международные документы, комментарии. М.: Изд — во "Российская газета". 1995. Выпуск 11. С. 170 — 185.
Лунякова Л. Г. "Материнские семьи": соблюдение прав и гарантий (на примере г. Рыбинска) // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. Том 1.М.: МФФ, 1998. С. 285 — 310.
Новикова Е., Милова О., Залюбовская Е. Современная женщина на работе и дома // ЭКО. 1988. N 8. С. 127 — 137.
Осадчая Г.И. Политическое поведение женщин // Социс. 1991. N12. С 12 — 16.
Прокофьева Л., Фести П., Мурачева О. Профессиональная карьера мужчин и женщин // Вопросы экономики. N3, 2000. С.74 — 84.
Ржаницына Л. Женщина в пореформенной экономике // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай — 96". М.: МЦГИ. 1997. С.101 — 103.
Ржаницына Л. Работающие женщины в России в конце 90-х годов // Вопросы экономики. N3, 2000. C. 46 — 53.
Родионова Л.В. Бизнесом управляют женщины (по материалам социологических исследований в США) // США: экономика, политика, идеология. 1991. N 10. С. 106 — 112.
Силласте Г., Кожамжарова Г. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа // Социс. 1994. N3. С.16 — 18.
Степанова Н. Женщины в парламенте: "роскошь" или необходимость // Общественные науки и современность. 1993. N4. C. 176 — 179.
Успенская В. О перспективах политического партнерства полов // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай — 96". М.: МЦГИ. 1997. С. 65 — 69.
Успешная женщина: какова она? // Женщина элегантного возраста. Ростов на Дону: Феникс. 1996. С. 193 — 224.
Хоткина З. Гендерная асимметрия в сфере занятости // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай — 96". М.: МЦГИ. 1997. С. 60 — 64.
Чирикова А. Женщина во главе фирмы. / М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. — 358 с.
Янкова З.А. Мужчина и женщина в семье. М.: Финансы и статистика. 1983.
Gender inequality: analysis and overview. In: Survey of social science. Sociology series. Vol. 2. Ed. by F. Magill. Calif.: Salem Press. 1994. PP. 820 — 825.